Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пико делла мирандола джованни

Энциклопедический словарь

Пи́ко де́лла Мира́ндола Джованни (Pico della Mirandola) (1463-1494), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним - «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

* * *

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни - ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним - «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

* * *

ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463, Мирандола, - 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

Происхождение и образование

Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Творческий путь

Пико довольно рано сблизился с М. Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио), А. Полициано (см. ПОЛИЦИАНО Анджело), Лоренцо Медичи (см. МЕДИЧИ Лоренцо) и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ), дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, «выраженных новыми и необычными словами», о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения», в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги «Бытия». В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем и едином» (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико - обещанное «Поэтическое богословие». Незадолго до смерти, он завершил «Рассуждения против прорицающей астрологии» (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола (см. САВОНАРОЛА Джироламо), тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни.

Учение

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

Большой энциклопедический словарь

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" Пико делла Мирандола (введение к ним - "Речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

-----------------------------------

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463 - Мирандола, - 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. Происхождение и образование Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. Творческий путь Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил "Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "Речью" (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли.

Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "Тезисов" специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им "Апология" (1487) привела к осуждению всех "Тезисов". Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат "Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "Бытия". В 1492 был написан небольшой трактат "О сущем и едином" (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико - обещанное "Поэтическое богословие". Незадолго до смерти, он завершил "Рассуждения против прорицающей астрологии" (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я". Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

Энциклопедия Кольера

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (Pico della Mirandola, Giovanni) (1463-1494), итальянский философ и ученый, родился 24 февраля 1463 в Мирандоле, городке в Эмилии близ Модены. Изучал каноническое право и философию в Болонье и Падуе, жил в Париже и Флоренции; позднее приступил к изучению греческой, латинской, еврейской и арабской литературы. Прибыв в Рим в 1486, объявил о публичном диспуте по 900 тезисам, частью сформулированным им самим, а частью заимствованным из трудов других авторов. 13 из этих тезисов были осуждены папскими властями как еретические (обвинение было снято лишь в 1492). Когда Пико опубликовал Апологию (Apologia, 1487) в защиту осужденных тезисов, ему пришлось иметь дело с церковной цензурой, и обсуждение тезисов было запрещено. Пико бежал в Париж, где у него были друзья в университете и при королевском дворе; в 1488 по просьбе Лоренцо Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции. Пико состоял в дружеских отношениях с М.Фичино и А.Полициано, а позднее с Савонаролой. Умер Пико во Флоренции 17 ноября 1494, возможно, в результате отравления ядом. 900 тезисов (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae) обнаруживают синкретизм взглядов Пико, следствие его убеждения в том, что различные идеи, высказанные философами, являются теми или иными приближениями к одной общей истине. Пико также лелеял план большого труда, посвященного общности главных идей Платона и Аристотеля; значительный фрагмент этой работы был опубликован в виде трактата О сущем и едином (De Ente et Uno, 1496). Знаменитая Речь о достоинстве человека (Oratio de hominis dignitate, 1487), по-видимому, наиболее известный документ раннего Возрождения, в котором отразился способ мышления эпохи; в нем защищается тезис о безграничной свободе человека. В написанном позднее трактате Гептапл (Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione, 1490) заметно влияние каббалы. В одном из писем Пико, адресованном Эрмолао Барбаро (на которое отозвался Меланхтон уже после смерти Барбаро и Пико), содержится защита средневековой философии. Наиболее обширный труд Пико, Рассуждения против прорицательной астрологии (Disputationes adversus astrologiam divinatricem, 1495), имеет целью опровержение астрологии, хотя мотивы автора носили скорее моральный и религиозный, нежели научный характер. Впрочем, идеи этого труда оказали влияние на И.Кеплера. Пико был тесно связан с Фичино и Платоновской академией во Флоренции, однако его нельзя безоговорочно причислить к неоплатоникам.

ЛИТЕРАТУРА

Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Дж. Бенивьени. - В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463 - 94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" (1489) Пико делла Мирандола (введение к ним - "Речь о достоинстве человека"), в которых он стремится к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников.

Полезные сервисы